Некоторые правила выбора и эксплуатации автомобильных лебедок

  • Реальное тяговое усилие лебёдки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля. При этом следует учитывать, что тяговое усилие, написанное на лебёдке, соответствует лишь первому ряду намотки троса на её барабане, а к последнему ряду (третьему или четвертому) снижается ещё в полтора-два раза.
  • При определении "полной массы" автомобиля полезно к паспортным данным добавить вес кенгурятника, порогов, фаркопа, нестандартных колёс, кондиционера, дополнительной электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэнд-траки, запчасти, хай-джеки, доп. запаски и пр.) и ещё не забыть про массу водителя и пассажиров.
  • Куда установить лебёдку? Во-первых, можно установить на бампер с кенгурятником. Во-вторых, на специальном подрамнике прикрепить к раме автомобиля (под бампером). При этом практически от лебёдки видны только роликовые "губки" и крюк. В-третьих, можно приобрести лебёдку вместе с бампером (выпускаются комплекты для импортных джипов фирмой WARN и др.). В-четвёртых, можно приобрести съёмную лебёдку (чтобы не свинтили): к раме "на постоянно" крепится кронштейн, на который устанавливается быстросъёмная лебёдка. В-пятых, кронштейнов можно установить два: вперед и назад а саму лебедку можно быстро переставлять. Ведь никогда заранее не угадаешь в каком направлении лучше будет вытаскивать автомобиль. Но сперва следует посоветоваться со специалистом.
  • Перед началом эксплуатации следует полностью размотать трос с барабана лебёдки, а затем аккуратно и туго, виток к витку, намотать его обратно. При размотке троса с барабана его следует держать в натяжении, чтобы он не запутался.
  • При вытаскивании машины следует всегда разматывать трос лебёдки на максимально возможную длину. Потому что, во-первых - смотри пункт первый, а во-вторых - чем длиннее выпущенный металлический трос, тем больше его упругость - и, соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой нагрузкой.
  • При наматывании троса на барабан лебёдки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из углов лебёдки, то эта куча может "заклинить" за её корпус, а в результате - "залом" троса или "спаленный" мотор лебёдки.
  • Если трос все же "закусило" (обычно такое происходит у щеки барабана), то закрепив его за дерево или другой прочно стоящий предмет и переключив лебедку в ненагруженное положение, трос очень легко освобождается при движении машины назад.
  • Если в пути приходится часто пользоваться лебёдкой, то правильнее будет полностью размотанный трос лебёдки аккуратно намотать на кенгурятник, буксирные крюки и т.п. Но так, чтобы окружающая природа не повредила этот трос.
  • При работе лебёдка потребляет большой ток. Поэтому желательно не глушить при её использовании двигатель машины, а по возможности ещё и добавить ему оборотов.
  • Зацеплять трос за дерево или другой "якорь" следует как можно ниже к земле (школьный учебник физики).
  • Но если автомобиль "зарылся носом", трос следует направить под большим углом от земли. Сделать это можно с помощью блоков, подпорок или привязав трос за верхушку гигантской секвойи (поскольку другое дерево в этом случае будет притянуто лебёдкой к крыше Вашего автомобиля).
  • При вытаскивании "хорошо засевшего" автомобиля полезно проверить - нет ли в грязи (в воде и т.п.) под машиной и на пути камней, деревьев, арматуры и т.п. Лебёдка мощная - машину вытащит, а вот рычаги, тяги и прочее может оторвать.
  • Если поблизости нет мощных деревьев и валунов, в качестве "якоря" можно использовать: несколько хлипких деревьев или кустов, обвязав их вместе; зарытые (Вами же) в землю колья, брёвна, запасное колесо, большую канистру, охапку сучьев, сэнд-трак и т.п. Можно применять лодочный якорь типа Дэнфорт примерно 10 кг.
  • Чтобы не испортить трос, за деревья или камни лучше зацеплять широкую прочную капроновую ленту, а к ней уже крепить крюк лебёдки.
  • Если трос сорвало с барабана, или просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (но только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса приматывают скотчем вдоль барабана, а затем закрепляют, плотно и с натяжением наматывая трос сверху. В таком случае на барабане всегда должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и не слетел.
  • При затягивании автомобиля вверх по скользкому склону правильно будет подстраховать автомобиль прочным тросом или канатом (в крайнем случае - буксировочным, но он очень короткий), привязанным за буксировочный крюк или проушину. И по мере продвижения наверх перевязывать этот канат за деревья (или другой "якорь", не используемый Вашей лебёдкой) выше по склону при выключенной лебёдке).
  • При работе лебёдка сильно греется. И если в ней нет электронной защиты от перегрева, её стоит периодически останавливать и даже обесточивать (степень нагрева придётся проверять рукой).
  • Если у Вас не водозащищённая "погружная" лебёдка, то надо помнить, что некоторые её части (например блок переключателей) боятся воды. Снег, растаяв, тоже становится водой.
По материалам журналов "4х4 Club" и сайта www.off-road.spb.ru.
Вернуться